Банда официальных ученых возвращается в Москву. Темные силы мракобесия несут потери. Лжеученые отступают, роняя торсионные поля и обереги. Но враг всё еще силен! В своих секретных лабораториях они продолжают пилить гранитные блоки с помощью воображаемых лазеров, ищут на картах следы древних ядерных ударов, шлют телепатические сигналы марсианским цивилизациям – а после с помощью гомеопатии очищают свои организмы от шлаков. Вы готовы к новой серии разоблачений?

Представляем долгожданный мультфильм Сергея Кривоплясова «Эволюция от обезьяны к человеку», созданный совместно с АНТРОПОГЕНЕЗ.РУ при поддержке Студии Дмитрия Пучкова "Полный Пэ". Фильм охватывает последние 10 миллионов лет эволюции человека. Внешность и движения наших предков воссозданы с помощью компьютерной графики, по современным научным методикам. В реконструкциях использованы муляжи черепов, предоставленные Государственным Биологическим музеем им. К.А. Тимирязева. Закадровый голос: Станислав Дробышевский. Смотрите!

Книжная премьера

Александр Соколов

Мифы об эволюции человека

Альпина Нон-фикшн, 2015, 390 стр.

Отрекся ли Чарльз Дарвин в конце жизни от своей теории? Застали ли древние люди динозавров? Правда ли, что Россия — колыбель человечества, и кто такой йети — уж не один ли из наших предков, заблудившийся в веках? Хотя палеоантропология — наука об эволюции человека — переживает бурный расцвет, происхождение человека до сих пор окружено множеством мифов. Это и антиэволюционистские теории, и легенды, порожденные массовой культурой, и околонаучные представления, бытующие среди людей образованных и начитанных. Хотите узнать, как все было «на самом деле»? Александр Соколов, редактор портала АНТРОПОГЕНЕЗ.РУ, собрал целую коллекцию подобных мифов и проверил, насколько они состоятельны. Подробней

Новые публикации

Дмитрий Маликов

О мамонтовой фауне

Невозможно рассматривать историю развития чего или кого-либо в отрыве от той среды, которая его окружает. Поэтому сегодня я предлагаю вам поговорить о том, какой мир окружал наших предков.

Ярослав Всеволодович Кузьмин

Юбилей журнала Antiquity: 90 лет во главе событий и исследований в мировой археологии

Обзор посвящен 90-летнему юбилею Antiquity (Великобритания), как одного из наиболее авторитетных журналов в мировой археологии. Дана краткая характеристика деятельности О. Г. С. Кроуфорда как основателя и первого редактора издания. Показана лидирующая роль журнала в освещении наиболее значимых открытий в мировой археологии; кратко упоминаются основные российские (советские) авторы, публиковавшиеся в Antiquity в 1960-х – 2010-х гг.

28.04.2017

Российские антропологи изучили взаимосвязь строения лица и климата у разных народов

Сотрудники Научно-исследовательского института и музея антропологии имени Д.Н. Анучина, а также кафедры антропологии биологического факультета МГУ проанализировали взаимосвязь особенностей лицевого скелета с климатическими факторами в популяциях Северной и Северо-Восточной Европы, Сибири и Северо-Восточной Азии. Результаты своей работы ученые опубликовали в журнале Journal of Human Evolution.

28.04.2017

Ученые исследовали генетическую историю хунну

В журнале «Archaeological and Anthropological Sciences» вышла статья сибирских ученых, которые исследовали митохондриальную ДНК представителей хунну – древних центральноазиатских кочевников и обнаружили большое сходство их женского генофонда с современным монголоязычным населением Центральной Азии.

27.04.2017

Калифорнийцы 130 тысяч лет назад?!

Когда была заселена Америка? До сих пор надёжные цифры колебались около 14 тысяч лет назад, более спорные – порядка 25-30, дальше начиналась область фантастики. Конечно, не раз и не два заявлялось, что найдены доказательства присутствия людей в Америке 50 тысяч лет назад, 300 тысяч и даже пары-тройки миллионов, но на них все смотрели искоса, низко голову наклоня. Всегда проблем с большими датами было слишком много: то датирован непонятный уголь, не имеющий внятной связи с орудиями, то сами орудия какие-то неочевидные, то вообще речь шла о паре царапин на костях каких-нибудь ленивцев.

26.04.2017

Хоббит – хабилис?

Судьба флоресских хоббитов продолжает волновать ищущие истины умы учёных. Потомки ли это яванских питекантропов, застрявших на райском острове? Или это потомство гораздо более примитивных "ранних Homo", неведомой миграцией занесённых через полсвета от родной Африки? А может, вообще больные люди, чьи кости искорёжены страшными синдромами, недостатком йода и лишними хромосомами?

Словарь

Каннибализм

Людоедство, обычай, имевший достаточно широкое распространение в древности и в некоторых обществах традиционной культуры, где применялся не столько в пищевых, сколько в ритуальных целях.

Orrorin tugenensis
Парантроп эфиопский
2.5 млн.л.н.

Интервью
Владимир Александрович Трифонов

Вопрос: Можете ли объяснить нашим читателям простым языком, что такое хромосома?

− Хромосома – это фрагмент генома любого организма (ДНК) в комплексе с белками. Если у бактерий обычно весь геном – это одна хромосома, то у сложных организмов с выраженным ядром (эукариотов) обычно геном фрагментирован, и комплексы длинных фрагментов ДНК и белка отчётливо видны в световой микроскоп при делении клетки. Именно поэтому хромосомы как окрашивающиеся структуры  («хрома» - цвет по-гречески) были описаны еще в конце XIX века. читать дальше

Светлана Анатольевна Бурлак

Вопрос: Правы ли мы, являемся ли новаторами, а не провокаторами или рядовыми неучами, пусть рассудит время и квалифицированный читатель.

Светлана Бурлак: Самое главное в таком деле - уровень проработки материала. Вот если кто-то, например, решит сделать "Новую математику", начав с того, что "поскольку 2х2=5, то...", никто дальше читать не станет, потому что все знают, что 2х2=4. И большинство даже знает, что это не потому, что так решили косные "учОные", зажимающие всё новое, а потому, что если купить два пакетика по два пирожка в каждом, то пирожков в итоге будет четыре, а не пять. То есть, мир устроен в соответствии с некоторыми закономерностями, и учёные их постепенно выявляют. читать дальше